Удержат ли туроператоры влияние на направлении, популярном у самостоятельных путешественников?
По данным Туристического управления Таиланда в Москве, за 11 месяцев 2017 года cтрана приняла 1 млн 149 тыс. туристов из России. Это больше, чем за весь 2016 год, – 1 млн 90 тыс. Выполнять заявленные объемы в этом сезоне туроператорам пока удается, не прибегая к частым распродажам путевок. Это говорит не только о положительной динамике спроса, но и о том, что организованный туррынок не уступает свою долю сегменту самостоятельных путешествий, традиционно значимому на тайском направлении.
Что способствует такому раскладу сил и есть ли риск для туроператоров уступить позиции?
Окольными путями
Чувствуя повышенный интерес к отдыху на островах, этой зимой туроператоры из России вновь сделали основную ставку на Пхукет. Интенсивность полетных программ на этом направлении у участников рынка выше, чем в Бангкок. Как результат, более половины организованных туристов из России этой зимой отправились греться именно на Пхукет и соседние курорты юга. А вот Паттайя приняла меньшую часть турпотока, поделился наблюдениями Константин Кинель, руководитель службы маркетинга Туристического управления Таиланда в Москве.
Впрочем, организация рейсов на Пхукет отнюдь не беспроблемна. Так, туристическая розница сетует на то, что рейсы, анонсированные туроператорами как прибывающие на остров, подчас направляются в Краби. После длительного перелета туристам предстоит еще и утомительный 3–4-часовой трансфер на курорты. Участники рынка поясняют – накладки связаны со сложностью получения слотов в аэропорту Пхукета для чартерных программ, авиакомпаниям приходится согласовывать их индивидуально под каждый вылет. Примерно в 10 % случаев перевозчикам удается получить разрешение только на альтернативный маршрут в менее загруженный авиаузел Краби, при этом время отправления лайнеров иногда приходится еще и корректировать на несколько часов. Естественно, это вызывает недовольство путешественников. Сложностей с выдачей слотов под регулярные перелеты на Пхукет нет, но такой статус имеют только рейсы авиакомпании «Россия», которые заполняет «Библио Глобус».
Без «горения»
Наблюдатели отмечают – в отличие от зим 2015/2016 и 2016/2017 годов в нынешнем «высоком» сезоне туроператорам гораздо реже приходится стимулировать спрос на путевки в Таиланд выпуском спецпредложений. Без традиционных распродаж остатков мест на бортах в первой половине декабря и после новогодних праздников, конечно, не обошлось, но цена туров при этом, как правило, не опускалась ниже стоимости перелета. «Несущественные потери с лихвой покрывались реализацией дорогих турпакетов в новогодние даты. В этом зимнем сезоне работа на тайском направлении, безусловно, оказалось прибыльной для участников рынка»,– резюмировали руководители туроператоров.
Вероятно, популярности Таиланда способствует то обстоятельство, что, несмотря на заметное падение рубля, стоимость авиаперевозки на направлении, составляющая примерно половину платы за тур, увеличилась незначительно. Практически не поднимают прайсов и тайские отельеры. Это позволяет туроператорам формировать турпакеты по приемлемым ценам. Кроме того, на Таиланд постепенно переориентировалась и часть египетской клиентуры, даже несмотря на существенное отличие в форматах отдыха. Росту спроса на тайские курорты не помешало и заметное расширение минувшей зимой предложения бюджетных вариантов отдыха в ОАЭ, куда туроператоры сильно нарастили перевозку.
Несостоявшаяся конкуренция
Накануне сезона планы по увеличению полетных частот на маршруте Москва – Бангкок были у авиакомпании Thai Airways. Не исключал выхода на линии из России в Таиланд и лоукостер Air Asia. Однако эти намерения пока так и не были реализованы. Указанные перевозчики ориентированы на прямую клиентуру. Они могли существенно изменить расклад сил на направлении – стимулировать самостоятельные бронирования как в премиальном, так и в бюджетном сегменте, и заметно осложнить жизнь туроператорам, увеличив возможности для самостоятельного туризма в Таиланд.
Добавим, Таиланд – в некотором роде уникальное туристическое направление. На нем уживаются и активно развиваются два крупных сегмента туризма – организованный и самостоятельные путешествия. Казалось бы, расширение в перспективе авиаперевозки, доступной частникам, может ослабить позиции туроператоров. Однако и у поставщиков турпродукта есть возможности для маневра. Например, более широкая по географии постановка полетных программ из российских регионов, где у самостоятельных туристов зачастую попросту нет альтернатив авиарейсам, выполняемым по заказам туроператоров.